MANASTIR LEPAVINA - SRPSKA PRAVOSLAVNA CRKVA

Presveta Bogorodica Lepavinska
NASLOVNA NOVO NA SAJTU GALERIJA RADIO BLAGOVESTI KONTAKT

РАССКАЗ АРХИМАНДРИТА ГАВРИИЛА (ВУЧКОВИЧА) О СВОЁМ МОНАШЕСКОМ ПУТИ (3)



Икона Пресвятой Богородицы Лепавинской в доме семьи Джурашевич

ВИЖУ ВО СНЕ «ЛЕПАВИНУ»

(«Я не могу описать, как мне не хватает монастыря, моя душа осталась в «Лепавине», - говорить Милкица Джурашевич, которая в настоящее время живёт в Сербии, но её семья всегда помнит архиминадрита Гавриила и монастырь «Лепавина»).

 «Мне нравилось бывать в нашем монастыре «Лепавина» ежедневно. Обычно я с утра готовила обед и шла в монастырь помогать, и когда возвращалась домой, мне оставалось только вскипятить суп. Меня просто тянуло туда, при этом, у меня не было желания ехать, а именно, пешком дойти до монастыря, минут двадцать занимала дорога. Это особое чувство - посещение монастыря, особенно, когда вы стоите на службе, получаете такую силу! А когда я иду домой, мне кажется, я лечу, полная сил. Я всегда находила время сходить в монастырь, несмотря на большое количество домашней работы и кормления скота, потому что мне этого очень хотелось. У меня в памяти остался один момент, не знаю, видел ли это ещё кто-нибудь, но я видела, и сейчас впервые рассказываю об этом: я любила стоять в монастыре с левой стороны, возле чудотворной иконы Богородицы Лепавинской. Зажжены все лампады, и когда выходит о. Гавриил и начинает читать Евангелие, лампады возле иконы Богородицы Лепавинской начинают потихоньку раскачиваться, а потом всё сильнее и сильнее, а когда он заканчивает чтение, они потихоньку успокаиваются. Не могу выразить, как мне не хватает монастыря. Нравится мне и наша церковь здесь, в Сербии, но душа моя осталась в «Лепавине», - говорит Милкица Джурашевич, семья которой переселилась из Хорватии в Сербию.

Господи, какой-то монах пришёл в наш монастырь


«Когда я пришла сюда, в эту нищету, я полагалась только на Бога и Пресвятую Богородицу, часто видела во сне монастырь «Лепавина» и чудотворную икону Богородицы. Несколько раз видела во сне и нашего Митрополита Иоанна, он заботился о монастыре и приезжал в Мали Поганац, а там похоронены родители моего мужа. Он всегда приезжал туда на св. Прокопия, 21 июля, и когда однажды увидел мою дочь, которая была тогда маленькой, погладил её по голове и сказал: «Будешь счастлива в жизни, потому что сюда приходишь». Сказал ещё тогда, что любит бывать в этой маленькой церкви на холме, что испытывает особые чувства, когда в ней находится. Мои родственники по отцовской линии регулярно посещали церковь в Великом Поганаце. Хочу сказать, я из семьи, которая почитала Церковь и Бога.
В монастырь «Лепавина» мы начали ходить в 1974 г., муж начал помагать там обрабатывать землю, косить траву и возить сено, заниматься скотом. Он работал там и до приходи о. Гавриила. Все хорошо знали моего мужа. Потом, одно время, в монастыре не было никого.

Вид с дороги на бывший дом Джурашевичей

Однажды копаюсь я в клумбе перед домом, бросила взгляд на дорогу и вижу, идёт человек в чёрной мантии, с круглой шапочкой на голове. Боже, подумала я, да ведь это какой-то монах пришёл в наш монастырь! Приближается он, вижу у него сумку, сербскую вязанную и решаю, что он идёт к нам. Кто-то ему сказал, что Бранко помогал в монастыре, и теперь он, наверняка, идёт обратиться за помощью. Тут он подходит и говорит: «Бог в помощь, это дом Джурашевича?» Отвечаю: «Да». Он спросил, может ли Бранко помочь ему, а на мой вопрос, как ему живётся в монастыре, ответил, что никто не приходит в монастырь, что он там совсем один. Говорит: «Вокруг меня тишина, лес, птицы поют, и нигде ни души». Я ему говорю: «Мы придём, нас немного, не очень-то наш народ ходит сейчас, но всё-таки несколько человек есть, и мы поможем Вам во всём, только бы Вы остались, чтобы не пустовал монастырь, чтобы нам было куда пойти». О. Гавриил тогда сказал: «Не знаю, посмотрим, как будет, видно, Бог послал меня сюда». Я отвечаю: «Конечно, сам Бог Вас послал, ведь у нас никого здесь нет». За короткое время о. Гавриил начал и овец разводить, у нас тоже были овцы, а мой Бранко и о. Гавриил сроднились, как братья.


 На своём имении, 1989 г.

Бывало, о. Гавриил принесёт в сумке ягнят, если овца не может кормит их, и тогда я их кормлю через детскую соску. А однажды раздобыл где-то диковинную овцу – с большими рогами и чёрной шерстью до самой земли. Не знаю, где он взял её, но она действительно была особенной. У нас было много работы, но и много радости», - вспоминает Милкица Джурашевич.

Монастырь был полон жизни

Монастырь в то время выглядел печально, на столбах была чернота, потому что во время Второй мировой войны здесь падали бомбы, монастырь горел. Мы с женщинами старались украшать монастырь как могли, приносили вязанные крючком полотенца, набрасывали их на иконы, нам это казалось нарядным. Но монастырь был полон жизни, потому что о. Гавриил был полон жизни. Мы, сербы, гордились тем, что монастырь ожил. Люди стали чаще приходить сюда, причём, с большим удовольствием, потому что о. Гавриил хорошо встречал всех, всегда подавался кофе, чай. Он всегда после службы приглашал людей к себе в трапезную, хотя она и была очень маленькой. Каждому хотелось после службы поговорить с ним обо всём, а у него для каждого находилось время и доброе слово. Митрополит Иоанн был рад, что стали приезжать в монастырь «Лепавина» люди из Загреба, из Беловара. Дети любили приезжать на праздники, особенно на св. Савву, потому что о. Гавриил, всем детям, которые читали стихи, дарил подарочки, кстати, участие в этом принимали и дети другого вероисповедания.


Возле монастыря «Лепавина», 1980 г.

Мы многому научились от него, и прежде всего, глубокой вере, хотя я выросла в вере. Глубокой вере и пониманию веры, а также огромной любви к своей вере. В монастыре было тесно, но было много любви, которую дарил о. Гавриил. Думаю, не было прежде такого человека здесь и не будет другого такого, сам Господь Бог нам его послал – сколько он людей привлёк в монастырь, как веру распространил, о монастыре «Лепавина» в наши дни говорят так, как никогда прежде. Любовь к Богу, к людям, ко всему живому, к тем же овцам с ягнятами – его любовь была такой, что я не нахожу слов, чтобы описать её», - говорит Милкица Джурашевич.

Что такое «кальмары»


«Отец Гавриил всё время постился. Помню, однажды в магазине не было рыбы, что делать, я иду в Соколовац в универмаг, а они говорят, что у них есть кальмары. Я никогда прежде не слышала о кальмарах. Я их купила, принесла домой и не знаю, как их готовить.  Что с ними делать? Решила оставить их о. Гавриилу, пусть заберёт, а я сварила томатный суп и сделала салат из картофеля. Приходит он на ужин, и я говорю ему, что такого ещё не было, купила какие-то «кальмары», которые не только не умею готовить, но и никогда не пробовала и не видела. «Да это же кальмары, это прекрасно!» - говорит мне о. Гавриил. Я опять говорю ему, что не умею их готовить. А он велит: «Так, дай растительное масло, муку!» И он приготовил кальмары, а я их чуть не выбросила. Он так смеялся. С тех пор я знаю, что такое «кальмары». Я никогда не забуду о. Гавриила, мы часто вспоминаем его.

Когда мы решили уехать в Сербию, он сказал нам, чтобы мы ехали, а он останется, потому что есть ещё наш народ тут - кто будет детей крестить, кто сохранить народ, если он уедет. «Если нас не убережёт Пресвятая Богородица, тогда нас никто не сохранит», - говорил о. Гавриил. И остался, и сколько всего сделал, видите, Сам Бог его послал сюда. Мы и сейчас общаемся, и всякий раз после разговора с ним я полна жизни и радости. А дочка моя подолгу разговаривает с ним по «скайпу».

Вот ещё что хочу рассказать: у моего мужа была сильная травма – перелом ноги, не стало 10 см кости, - я молилась сама Пресвятой Богородице Лепавинской и написала письмо о. Гавриилу с просьбой помолиться вместо меня у иконы Пресвятой Богородице Лепавинской. Хотите верьте, хотите нет, но я говорю правду: пострадал он 2 июля 1999 г., шесть месяцев носил гипс, был слабым, у него ещё и астма, а письмо я написала весной 2000 г. Сестра мне сказала, что о. Гавриил прочитал письмо вслух перед всеми и сказал, что молится за Бранко. А потом произошло следующее, на Пасху в тот год, мы сидели с соседкой у нас в кухне, на столе – выпечка, разговариваем. Вдруг Бранко, стоя у края стола, спрашивает нас – неужели мы ничего не замечаем. А мы с соседкой ничего особенного не замечаем. А он опять: «Неужели вы ничего не видите?»  И тут я вижу – мой Бранко стоит у края стола, вытянув руки по сторонам, без костылей. «Где твои костыли?»  А он в ответ: «Вон они, видите, где я их оставил», - рассказала Милкица Джурашевич.

Он был нам другом


«Мама нас всегда водила на все большие праздники в церковь, не могло быть и речи, чтобы не пойти на Рождество и на Пасху в церковь. Помню, когда о. Гавриил пришёл в наш монастырь, он организовывал в церкви праздник, посвящённый св. Савве, для детей, и тогда мы соревновались, кто прочитает самое длинное стихотворение о св. Савве. Помню, мне было 12 лет, стою я на красном ковре и декламирую стихотворение, помню аплодисменты и огромный пакет, который я получила в награду от о. Гавриила. Для нас это было огромной радостью.
 
 
О. Гавриил с детьми в монастыре «Лепавина» в день св. Саввы,1987 г.

Отец Гавриил приходил в наш дом как друг, хотя, конечно, для нас он был, прежде всего, священником. Стоит ему появиться, как тут же складывается какая-то история, это были приятные разговоры. Его естественность помогла ему установить прекрасные отношения со всеми нами, местными жителями, веками жившими здесь.
А когда мы переселились в Сербию, было очень тяжело. Это произошло, когда я была в подростковом периоде, когда всё в организме изменяется, а тут такие жизненные перемены – переселение в другое окружение. Новое место, новые люди, очень мне было тяжело, но и тогда, в трудные для меня времена, и сейчас я всегда хожу в церковь. Если нет времени отстоять всю службу, то остаюсь столько времени, сколько могу, поставлю свечку и помолюсь Богу, потому что меня так воспитали. И знаете, я чувствую себя намного лучше, когда выхожу из церкви после этого, чувствую духовное облегчение. Особым переживанием для меня стало, когда два года назад я вновь попала в «Лепавину» - меня там охватывает дрожь, духовное волнение. Я бывала во многих монастырях, но «Лепавина» для меня – что-то особенное, не знаю, может быть, это местный патриотизм», - говорит дочь Милкицы Джурашевич и добавляет, что благодарна родителям за то, что воспитали её в православной вере.

Церковь – часть нашей семьи

«Для меня всегда очень много значила поддержка моей семьи. Просто мы так воспитаны, держаться друг друга и быть готовым прийти на помощь в любой момент. Мама всегда говорила, что не может быть всё только мрачное и чёрное, придёт когда-то и свет, который уничтожит всё тёмное. Церковь – часть нашей семьи, мы с этим живём, это духовная часть нашей семьи. Когда мы были вынуждены переселиться в Сербию, со мной произошёл случай, когда мне стало казаться, что я какой-то уникум, который затерялся в одном из сремских сёл. Однажды я поехала в город на одном транспорте, а вернулась в село на другом, и оказалось, что я не могу найти дорогу к дому, в котором живу. Хаос, который творился в моей душе, а я была тогда ещё ребёнком, привёл вдруг к моему резкому взрослению. Я поняла, что так жить, как мы живём – нельзя, ведь мы с мамой полгода плакали, не могли никак приспособиться, всё было не так, всё нам мешало. И тогда я поняла: или мы сойдём с ума от горя и слёз, или мы скажем себе – мы не можем изменить того, что произошло вчера, надо надеяться на лучшее завтра. В этом мой секрет выживания. Да, сегодня со мной случилось что-то плохое, но не надо постоянно думать об этом, надо все свои силы устремить на то, чтобы этого не случилось завтра, чтобы завтра было всё гораздо лучше. Это именно то переключение, которое произошло во мне и в нашей семье, что надо верить в лучшее завтра и стараться, чтобы так и было. Тогда человек чувствует себя лучше, спокойнее, размышляет позитивно.

Я очень старалась и нашла работу, которая расширила мой горизонт. Тогда у меня появилась возможность уйти из дома, начать строить другую жизнь. Однако, я знала, что должна позаботиться о родительском доме, создать элементарные условия для жизни. Люди мои, у нас не было ванной комнаты, нам негде было лечь спать, чтобы было удобно; всё, что у нас было, не соответствовало основным нормам человеческой жизни. Я не могла оставить родителей, четыре года они просто сгорали, чтобы собрать деньги на мою учёбу в институте. На эти деньги они могли улучшить условия своей жизни в этом доме. Но они не стали этого делать, а всё до последней копейки вкладывали в мою учёбу, чтобы я могла стать полноценной личностью. Я устроилась на работу и с первой зарплаты купила себе обувь и одежду, потому что мне не в чем было пойти на работу. Моё всё было старое, я это каждый день носила в институт: выстираю вечером, за ночь высушу и надеваю опять на следующий день. Когда я получила вторую зарплату, пришла домой, села за стол с отцом и сказала, что хочу достроить дом, сделать ванную комнату, а он мне сказал, что я сошла с ума. Я ему возразила, что смогу это сделать, и в свои 20 лет начала заниматься домом, нашла мастеров, договорилась. Я верила, что смогу это сделать, и мне это удалось. Конечно, на ремонт и достраивание дома ушло несколько лет. Однако, параллельно с работой с мастерами, я продолжала своё образование, сдала 14 экзаменов и закончила магистратуру, чтобы иметь больше шансов устроиться на работу в одну из организаций ООН-а по своей специальности. Это моя цель. Хочу помочь своим родителям, здоровье которых подорвано, для этого мне не жаль ни денег, ни времени. Хочу, чтобы у них в старости были нормальные условия жизни, чтобы они жили спокойно, в достатке.

 

Бранко и Милкица Джурашевич с Лильяной Синджелич Николич и Ненадом Бадовинецем
 
В течение всех прошедших лет о. Гавриил был для нас огромной поддержкой. Поддержкой, в смысле, когда он говорил: «Если ты выбрала себе цель в жизни, то надо идти к этой цели!» Какая ещё другая поддержка нужна? «Если ты знаешь, что твой выбор верен, иди к нему. Нет ничего лучше этого, только не надо мешать человеку в этом», - вдохновенно рассказывает дочь Милкицы Джурашевич, а мама добавляет: «Отец Гавриил всегда говорил нам, как воспитывать детей, как духовно развиваться, желал нам всего наилучшего. Ещё раз хочу сказать о том, как важно для нас, что мы можем по скайпу разговаривать с ним. Но нам очень не хватает монастыря «Лепавина» и чудотворной иконы Пресвятой Богородицы Лепавинской».                          



Лильяна Синджелич Николич





Перевод: Елена Заричная
  20 ноября 2011 г.




http://www.manastir-lepavina.org/vijest.php?id=5875
 

Прочитано: 5168 раз

OTAC GAVRILO

Дорогие посетители веб-страницы монастыря "Лепавина"! Из-за большой посещаемости наших веб-страниц сочту за честь взять на себя обязательство и на русском языке описывать вам события из жизни сербской православной церкви и монастыря "Лепавина". Горячо надеюсь и верю, что Господь поможет мне в этом!

С Божьим благословением из монастыря "Лепавина" , Архимандрит Гавриил

Krst
Njegovo Visokopreosvestenstvo Mitropolit G. Porfirije

Njegovo Visokopreosveštenstvo Mitropolit G. Porfirije

Otac Gavrilo

BIOGRAFIJA OCA GAVRILA

Manastirski Casopis PDF

MANASTIRSKI
ČASOPIS - PDF